Минея. 19-е ноября. Святителя Филарета, митрополита Московскаго

В то́йже день Святи́теля Филаре́та, митрополи́та Моско́вскаго

Тропа́рь, глас 4:

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным/ лю́дем пропове́дал еси́,/ мир и ми́лость се́рдцем умиле́нным/ стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и страж неусы́пный/ па́ству росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди, ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркви утвержде́ние// и душа́м на́шим спасе́ние.

Конда́к, глас 2:

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии/ от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Моли́тва

О пресла́вне и богому́дре святи́телю Христо́в Филаре́те, Росси́йския Це́ркве свети́льниче, земли́ на́шея похвало́ и гра́ду Москве́ украше́ние! Ты житие́м и служе́нием твои́м трие́м вселе́нским святи́телем был еси́ подо́бник: Вели́кому Васи́лию – я́ко бытие́ су́щих изъясни́л еси́, Це́ркве Бо́жия и та́ин Христо́вых строи́тель до́брый яви́лся еси́, и́ноческих уста́вов быв ре́вностный исполни́тель и покрови́тель; Богосло́ву Григо́рию – я́ко, небота́инственных созерца́ний о Святе́й Тро́ице и о Бо́зе Сло́ве сподо́бивыйся, сих иску́сный провозве́стник яви́лся еси́; Златоу́стому Иоа́нну – я́ко неуста́нный пропове́дник и учи́тель покая́ния наро́да Бо́жия был еси́. И ны́не, вку́пе с ни́ми предстоя́ во сла́ве Престо́лу Бо́жию и хода́тайствуя о нас, моли́: Це́ркви Росси́йстей на ка́мени испове́дания правосла́вныя ве́ры утвержде́нней бы́ти, стране́ на́шей мир и едине́ние дарова́ти, па́стырем сло́во Боже́ственныя И́стины пра́во пра́вити, град Москву́ и па́ству твою́ от вся́ких напа́стей сохрани́ти. Святу́ю оби́тель, иде́же почива́ют честны́я мо́щи твоя́, по заве́том преподо́бнаго Се́ргия, я́ко учени́к его́ при́сный, до́бре упра́ви; и́ноки в по́двизех укрепи́; наста́вники умудри́; зва́нныя к па́стырскому де́ланию, уча́щияся ве́ре и благоче́стию в вертогра́де твое́м духо́внем, соде́лай избра́нны и досто́йны служе́ния сего́. При́зри с Небесе́, святи́телю, на ны, ча́да твоя́, и да́руй те́плым твои́м хода́тайством ко Го́споду в за́поведех Его́ нам преспева́ти, ве́ру тве́рду, любо́вь нелицеме́рну и благоче́стие до после́дняго часа́ сме́ртнаго сохрани́ти, да непосты́дно предста́нем Спаси́телю на́шему Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Филарет, митрополит Московский, в миру – Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 года в семье соборного диакона города Коломны Московской губернии.

С детства Василий обладал блестящими способностями и с величайшим успехом прошел курс Коломенской духовной семинарии, откуда перешел для прохождения академического курса в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь у него проявилась склонность к уединенной монашеской жизни, и часто беседе с товарищами он предпочитал беседу с душеполезными книгами.

Прослышав об учености Василия Дроздова, коломенские граждане явились к митрополиту Московскому Платону с просьбой назначить им его в священники. Но митрополит отклонил это предложение. В 1808 году в Троице-Сергиевой Лавре Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет в честь Филарета Милостивого, а через несколько дней рукоположен во иеродиакона.

В Лавре будущий святитель сформировался как выдающийся проповедник. Первое его слово было посвящено прославлению преподобного Сергия Радонежского, которому всю жизнь святитель Филарет был близок духом и образ которого яркими красками рисовал в своих проповедях.

В конце 1808 года иеродиакон Филарет отбывает в Санкт-Петербург, где получает должность преподавателя риторики в Александро-Невском училище. Позже он становится ректором этой духовной школы.

В 1809 году отец Филарет был назначен преподавателем философии во вновь открывшуюся Санкт-Петербургскую духовную академию, а в 1812 году, в звании архимандрита, его назначают ректором духовной академии Санкт-Петербурга. Неутомимо трудится отец Филарет на поприще духовного образования. Для супруги Императора Александра I, Императрицы Елизаветы Алексеевны, он пишет обширную записку «Изложение разности между Восточною и Западною Церковью», для студентов академии – «Введение к Книгам Ветхого Завета», «Записки о Книге Бытия», «Начертание церковно-библейской истории». Глубина мысли, четкость логических приемов, научная аргументация и неопровержимость доказательств – отличительные черты его произведений.

В академии за архимандритом Филаретом окончательно закрепилась слава лучшего русского проповедника. Проповеди святителя Филарета удивительны. С дерзновением беспредельной веры погружается он в созерцание Божественных тайн, ведя за собой слушателя в заоблачные высоты Божественного Откровения. Не только богослов, не только возгласитель церковного учения слышится в этих проповедях, а поэт, действующий на сердце человека яркими образами.

В 1817 году в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. Вскоре епископ Филарет был переведен в Тверь, с возведением в сан архиепископа, и назначен членом Святейшего Синода. В Твери архиепископ Филарет за сто дней обозрел всю епархию, в каждом храме произнося поучение. В 1820 году владыка Филарет был перемещен в Ярославль, а в 1821 году – в Москву.

Святитель Филарет всей душой отдался устройству Московской епархии, бывшей в запущенном состоянии. Строгий и настойчивый в своих требованиях, он был заботлив и внимателен к простому духовенству, входя во все подробности его нужд. Владыка оказывал особое почтение заслуженным священникам и материально помогал нуждающимся. Он был доступен просителям даже в ночные часы.

На коронации Государя Николая Павловича в 1826 году архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита.

В Москве продолжается учено-литературная деятельность святителя. В 1823 году появился его знаменитый труд «Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», по которому обучалась вере вся русская православная молодежь. Кладезем богословской мудрости явились проповеди владыки Филарета. Он толковал Евангелие в лучших святоотеческих традициях. Когда в подтверждение мысли о полном непротивлении злу указали на слова Спасителя: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; … любите врагов ваших, … молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:39, 44), владыка Филарет ответил словами святителя Феодосия Черниговского: «Люби врагов своих, поражай врагов Отечества и ненавидь врагов Христовых».

Величайшее уважение всей России окружало митрополита Филарета. Иностранцы, приезжавшие в Москву, старались увидеть его как удивительное явление. Почитавший святителя Государь Александр Николаевич совещался с ним по важнейшим проблемам государственного управления. Митрополит Филарет составил Манифест об освобождении крестьян.

Святитель Филарет очень строго подходил к переводу Библии на русский язык, тщательно исследуя древние библейские списки.

Высокопреосвященный Филарет вел аскетический образ жизни. Никто не знал, сколько он спал, как рано вставал: уходя спать и вставая, келейник всегда заставал его за работой. Молитва, богослужения, прием посетителей, епархиальные дела, обширная переписка, подготовка проповедей, отдых, состоявший в чтении газет и журналов, за которыми митрополит следил как за отголоском жизни,– всё это занимало непрерывно весь день до глубокой ночи.

За великую ревность по Бозе, за великие труды на благо Церкви, за строгое подвижничество и воздержание Бог даровал святителю Филарету благодатные дары прозорливости и исцелений.

19 ноября 1867 года, в воскресный день, владыка с особой бодростью и одушевлением совершил Божественную литургию в домашней церкви. Через несколько часов он безболезненно отошел в вечность.

Святитель Филарет был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. Его святые мощи в годы гонений были вскрыты и подверглись поруганию. Но глава святителя сохранилась и находится в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Прославлен святитель Филарет в 1994 году. Память его совершается 19 ноября, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26-м августа – в Соборе Московских святых и в 3-е воскресенье по Пятидесятнице – в Соборе Санкт-Петербургских святых.

* * *

 

156

со дерзнове́нием – со смелостью, с упованием

 

157

десни́цу – правую руку

 

158

вити́и – ораторы

 

159

шу́яго – левого

 

160

десно́й – правой

 

161

позо́р – зрелище

 

162

Красне́йшаго – Прекраснейшего

 

163

стужа́ющия – досаждающие, притесняющие

 

164

вы́ну – всегда, постоянно

 

165

животу́ – жизни

 

166

окорми́теля – кормчего

 

167

не дря́хлуй – не печалься, не унывай