Воспитываем детей, но не перегибаем палку

Заботы родителей о родившемся дитяти прежде всего сосредоточиваются на его физическом воспитании, на уходе за телом и питании маленького, еще беспомощного существа. Об этом подробно говорить не приходится, так как теперь много пишут об уходе за детьми в популярных книгах и журналах. Долг родителей заботиться о том, чтобы тело ребенка было крепко и живо и легко. Мало предоставлять все природе, надо и самим действовать со знанием потребностей и особенностей детского организма, пользуясь опытом других и пособиями здравой педагогики.

Но еще больше должны заботиться родители о воспитании души своего ребенка. Не всегда ребенок может быть крепким физически, но «благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется». Предоставленный же себе ребенок, не получивший правильного воспитания, будет только страдать от крепкого тела Долг христианских родителей состоит в таком христианском воспитании своих детей, чтобы довести их вместе с достижением умственно-физической зрелости до зрелости религиозно-нравственной.

С самого юного детства нужно образовывать ум, нрав и благочестие В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания — упускается самое главное и самое важное в деле воспитания.

«Послушайте, отцы и матери! — говорит Златоуст. — Хотите ли, чтобы ваши дети были послушны и благонравны? С раннего детства воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6, 4), с великим тщанием и заботливостью учите их вере Христовой и благочестию. Душе, с первых лет получающей религиозные впечатления, впечатления от слов Божественных Писаний, трудно потерять страх Божий. Не говорите, что в детстве еще не время заниматься верою: такое занятие не только полезно, но и необходимо для этого возраста Не говорю, что надобно отклонять детей от всякого другого учения — об этом и так чрезмерно забот. Не упустите лучшего времени для религиозно-нравственного воспитания — ранней юности. Нежный возраст легко принимает и, «как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат; а между тем жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то они привыкнут к добрым поступкам и добрым чувствованиям, и добро обратится у них в господствующее свойство и природу; и потом им нелегко будет перейти на сторону зла, ибо сама привычка будет привлекать их к добру».

Древние христиане в окружении языческого нечестия при воспитании детей особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы самую природу детей употребить в оружие для достижения благих целей, глубже запечатлеть в детской душе истины веры и расположение к добродетели. Как только начинало в детях обнаруживаться сознание, родители прежде всего старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других, вредных впечатлений, овладевающих юной душой, и дать ей с самых первых минут жизни благочестивое направление Такое раннее воспитание приносило плоды еще в самых ранних летах; ибо малолетние дети имели дух и мужество являться пред мучителями-гонителями, сознательно исповедовать пред ними свою веру в Иисуса Христа и принимать мученическую смерть за имя Его.

Итак, «наставление в благочестии и страхе Божием должно быть с младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь, поскольку этот возраст, как незлобивый, весьма восприимчив к добру или злу».

Испокон веков в народе живет эта великая истина о воспитании, записанная еще в Домострое, — что ребенка надо воспитывать, «пока он лежит поперек лавки, а когда ляжет вдоль (те так вырастет, что рост его превысит ширину лавки в избе), тогда будет уже поздно». Многие христианские родители или по недомыслию, или по занятости ежедневными трудами и заботами, или по незнанию упускают это важное для воспитания время.

Непочтение к родителям детей — это страшная неблагодарность с их стороны. Подумайте, сколько терпит мать для своих детей! Сначала — муки рождения, потом бесконечный ряд забот и тревог, все волнует: болезнь ребенка, необходимость ухода, беспокойство из-за посторонних дурных влияний, школьные неудачи, детские огорчения, постоянная мысль о будущей судьбе. Дети подрастают — новые думы: о подходящей партии для брака, о выборе карьеры, первые житейские разочарования и т. д. Все это мать переживает часто острее, чем дети. А если дорогое, любимое дитя попало на неверный, скользкий путь, гибнет в пучине порока и разврата и нет сил его спасти, ему помочь? Сколько тогда горя и слез! Кто поймет и оценит эту голгофу матери! И в награду за все это дети обыкновенно отказываются от родителей. Горестная разлука всегда неизбежна.

Существует старый рассказ о силе невольного материнского благословения. У одного кроткого, тихого мальчика была очень сварливая мать. Она не любила сына и много малютке пришлось вытерпеть от нее побоев и брани. Но он всегда оставался послушным и почтительным сыном, никогда не жаловался и лишь плакал втихомолку. Когда он подрос, жизнь его стала невыносимой: он чувствовал себя в родном доме лишним и ненужным. Тогда скрепя сердце он решил идти куда-нибудь на сторону искать работы и счастья. Мать охотно разрешила ему это: она была рада отделаться от нелюбимого сына.

— Благослови меня, матушка! — сказал сын, прощаясь.
Злая женщина не смягчилась даже в эту минуту. Она схватила из-под печки полено и бросила ему.
— Вот тебе мое благословение! — вскричала она. Мальчик низко поклонился, поднял полено и бережно за вернул в кафтан.
— Спасибо, родимая! — промолвил он. — Прощай!

Даже полено было ему дорого как благословение матери и единственная память о ней. Он выстрогал из полена дощечку, отдал ее в иконописную мастерскую, где по его заказу написали на ней образ Спасителя. С этим образом он никогда не расставался: это было все, что он получил от матери. И Господь видимо благословил его за это почтение к матери и за уважение к ее благословению. Что бы он ни начинал, успех сопутствовал ему неизменно. Его очень полюбил новый хозяин, бездетный вдовец, к которому он поступил в контору, и от души заботился о нем; когда же мальчик вырос и освоился с работой, он сделал его своим пайщиком и, умирая, назначил наследником значительного состояния. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет (Исх. XX, 12), — говорит Господь.

Наоборот, проклятие родителей влечет всегда ужасные последствия. Здесь уместен рассказ о страшном событии, имевшем место в одной из южных губерний еще в царское время. Маленький ребенок — девочка — была проклята неразумной матерью в самый момент своего рождения. Мать желала и ожидала мальчика — родилась девочка. Это ее рассердило. «А будь ты проклята!» — вскричала она со злобой, смотря на крохотное, плачущее создание, которое поднесли ей показать. Увещания священника и родных ее не образумили. Затаенная ненависть к невинной крошке осталась надолго и не раз прорывалась новыми проклятиями. Это не замедлило отразиться на ребенке. Девочка росла дикой, нелюдимой, как затравленный зверек. Вскоре обнаружились признаки безумия, на ненависть матери она отвечала ненавистью и часто ее царапала и кусала. С двенадцати лет у них начались уже настоящие побоища, причем дочь хватала все, что попадалось ей под руку и с невероятным бешенством бросалась на мать. Развязка была трагическая. Однажды, когда они поссорились из-за чего-то у печки, мать сильно толкнула в грудь безумную, та схватила топор, лежавший под голбцем, и одним взмахом уложила мать. Такова сила родительского благословения и проклятия!

Но и неуважение к родителям и на детей навлекает те же последствия. Это естественно. У одного африканского племени дикарей существует жестокий обычай: стариков, неспособных по дряхлости ходить на охоту и добывать ci6e пропитание, они отвозят куда-нибудь в чащу леса или овраг и там бросают на произвол судьбы, предоставляя им умирать или от голода, или от хищных зверей. Человек становится слаб, бесполезен. Следовательно, кормить его не стоит. Однажды Самбо, молодой, здоровый негр, взял своего старика отца, который от старости не мог двигаться, положил его на большой лубок и поволок в лес. За ним бежал его маленький сынишка. Они дошли до глубокого оврага. Здесь негр хладнокровно опустил отца на лубке на самое дно оврага повернулся и пошел домой. Сын остался в нерешительности на краю оврага.

— Отец! — крикнул он.
— Стой! Самбо повернулся.
— Чего тебе? — Подожди, я достану лубок…
— Брось! Зачем?
—Но ведь ты тоже состаришься?
— О да! — На чем же я повезу тебя?

Негр постоял, подумал, поскреб свою курчавую голову, слез в овраг, положил отца на лубок, привязал и поволок домой.

Подготовил Сторчевой С.В., препод. ПДС

Источник: сайт Почаевской Духовной Семинарии (http://pdsem.mrezha.net/)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *